ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XVIII , С. 153-158
опубликовано: 20 июня 2013г.

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Екатеринбурге. Основан в 1796 г. первоначально как община-богадельня при кладбищенской ц. Успения Пресв. Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построена в 1778-1782). Общину возглавила жена находившегося на военной службе мастерового ведомства Берёзовских золотых приисков Петра Сергеевича Митрофанова Татьяна Андреевна (в девичестве Костромина), ставшая впосл. 1-й настоятельницей Е. м.

Екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.Екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.

В сент. 1798 г. Костромина (Митрофанова в документах подписывалась девичьей фамилией) и проживавшие с ней в церковном доме сестры обратились в Екатеринбургскую градскую думу с доношением, в котором просили выделить им из общественных сборов необходимую на приобретение дров, свечей, одежды и обуви сумму, а также официально разрешить проживание при храме, поскольку они «не имеют в пропитании к содержанию себя никакой надежды». Градская дума постановила выделять сестрам денежное пособие, передала необходимые документы для ходатайства об офиц. признании епархиальным начальством этой богадельни и даже выразила намерение построить каменный келейный корпус вместо имевшегося деревянного дома. Указом архиеп. Тобольского Варлаама I (Петрова-Лавровского) от 17 янв. 1799 г. женщинам дозволялось жить при Успенской ц.

Священники совершали богослужения только в кладбищенской церкви, а насельницы в особой комнате келейного дома вычитывали молитвенное правило, на к-рое приходило «немалое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывало и невместительно» (РГИА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 255. Л. 4). С 1806 г. градское общество выделяло особую сумму на содержание священника и дьячка. С первых лет существования богадельни сестры читали Псалтирь по умершим, занимались рукоделием, ухаживали за больными, к-рых привозили из города. Градское общество опекало богадельню, назначало попечителей из числа состоятельных купцов и чиновников.

В ходе паломнических поездок Костромина посетила Киев (1801-1802), Саровскую пуст., общалась со старцем иером. Исаией (Зубковым), ставшим ее наставником. По возвращении в 1802 г. Костромина передала привезенный ею Саровский устав еп. Пермскому (с 1799 Екатеринбург входил в состав Пермской епархии) Иустину (Вишневскому), к-рый утвердил его. Приняв в общине Саровский устав, насельницы стали жить по нормам общежительного мон-ря более строгим, чем те, которых они придерживались прежде. Впосл. на основе Саровского устава усердием игум. Таисии (Костроминой) при помощи архим. Александро-Невской лавры Герасима и др. духовных лиц был составлен для сестер Е. м. особый устав, при этом кроме Саровского использовались еще Валаамский и Александро-Невский уставы. Последняя редакторская правка была поручена глинскому строителю игум. Филарету (Данилевскому). В специально написанном для Е. м. уставе утверждались выборность игумении сестрами мон-ря из своего состава, общежительность, означавшая отказ сестер от личного имущества, присутствие на общей трапезе, соборное совершение молитвенного правила. Из всех мон-рей Урала лишь Е. м. имел специально разработанный для него устав (текст не сохр.).

«Неесение Креста». Покров. Нач. XX в. Мастерская Новотихвинского мон-ря«Неесение Креста». Покров. Нач. XX в. Мастерская Новотихвинского мон-ря

В нач. 1807 г. Костромина отправилась в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать об обращении богадельни в мон-рь. В столице она жила в доме российского флотоводца св. прав. Феодора Ушакова, к-рый помог ей составить прошение в Синод, способствовал тому, чтобы Костромина попала на прием к обер-прокурору кн. А. Н. Голицыну, неоднократно обращался к Пермскому еп. Иустину с просьбой ускорить рассмотрение дела. Стараниями Ушакова состоялась аудиенция Костроминой у пермского ген.-губернатора К. Ф. Модераха. Также она пользовалась покровительством митр. Новгородского Амвросия (Подобедова).

31 дек. 1809 г. указом императора богадельня была обращена в Новотихвинский общежительный жен. мон-рь в честь особо почитаемой сестрами Тихвинской иконы. (С 1-го дня существования общины насельницы молились перед этим образом в Тихвинском приделе Успенской ц.) После учреждения мон-ря Костромина еще неск. месяцев оставалась в столице, собирая пожертвования. 7 авг. 1810 г. в санкт-петербургском Смольном в честь Воскресения Господня монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия и указом Синода от 20 сент. 1810 г. была назначена настоятельницей мон-ря. В июне 1811 г. мон. Таисия вернулась на Урал и 11 июня того же года в Перми еп. Иустином (Вишневским) была возведена в сан игумении «во уважение ея усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни». 26 июня того же года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, игум. Таисия вернулась в Екатеринбург.

Указом имп. Александра I от 12 мая 1822 г. Е. м. был возведен в штатный 1-го класса (указом Синода от 22 сент. 1822 утверждался устав мон-ря) с дозволением иметь кроме 100 штатных монашеских мест, на к-рые полагалось содержание из казны, еще столько же для призрения вдов и сирот за счет средств обители. За монастырем закреплялись все имевшиеся земельные владения, кладбище и внемонастырские постройки.

Во время поездок в С.-Петербург в 1819-1822 гг. игум. Таисию сопровождали неск. насельниц, к-рые проходили обучение в различных жен. мон-рях. Впосл. насельницы Е. м. неоднократно направлялись для обучения в крупные обители, славящиеся ремесленными и рукодельными мастерскими.

Насельницы и именитые посетители

Указом Синода от 18 янв. 1820 г. игум. Таисия была награждена золотым наперсным крестом «во уважение заслуг, оказанных по устроению вверенной ей обители, в поощрение усердного служения ея на будущее время». После ее кончины (5 нояб. 1826) при участии представителей Екатеринбургского духовного правления настоятельницей была избрана и в 1827 г. утверждена епархиальным начальством мон. Александра, возведенная 15 июля того же года в сан игумении.

За время существования Е. м. численность сестер из года в год увеличивалась, покидали обитель немногие. Игум. Таисия возглавляла монастырь 30 лет, игум. Александра - 31 год (1827-1858), игум. Магдалина (Неустроева) - 35 лет (1858- 1893), игум. Магдалина (Досманова) - ок. 23 лет (с 1897; снята с настоятельства при невыясненных обстоятельствах ранее 1920). Недолгим было настоятельство престарелой игум. Агнии (Бобылёвой; 1893-1897) и мон. Хионии (Беляевой; 1920-1921).

К кон. дек. 1798 г. в общине проживали 9 чел.: девицы, вдовы, солдатки в возрасте от 24 до 61 года, пришедшие из окрестных селений (из Горного Щита, из Арамиля, с Берёзовских золотых приисков, с Уктуса) и из более отдаленного Соликамска. Ко времени учреждения Е. м. (данные от 14 нояб. 1808) в обители проживали 33 послушницы, из них 7 вдов и 26 девиц. Большинство (25 чел.) было из Екатеринбургского у., по социальному происхождению преобладали выходцы из крестьян (15 чел.) и горнорабочих семей (10 чел.), но были и 4 дворянки, 3 солдатки, мещанка. К 1819 г. в Е. м. проживали 152 насельницы (17 монахинь и 135 послушниц), к 1837 г.- 246, в июле 1873 г.- 429 (85 монахинь, 84 рясофорные, 260 послушниц), к 1913 г.- 1018 насельниц. Поскольку гос-вом содержание отпускалось только на 100 чел., часть времени в монастырских мастерских насельницы работали «на себя» - для приобретения одежды и обуви от продажи сделанных ими рукоделий.

В Е. м. практиковалось монашеское рукоделие, особенно до 40-х гг. XIX в., когда началось развитие фабричного производства. Кроме обычных для мон-рей промыслов сестры занимались трафаретным и ковроткацким ремеслом, иконописанием, росписью по фарфору, рисованием по полотну и бархату, выжиганием по дереву и коже, резьбой по дереву и изготовлением искусственных цветов. Их изделия были известны на Урале, в мон-рь поступали крупные заказы. Так, в 1826 г. инокини изготавливали 2 плащаницы: одну - для кафедрального собора Перми, к-рую оценили в 2,2 тыс. р., стоимость другой, для верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря,-1 тыс. р.

Е. м. отличался грамотностью насельниц: в 1912-1913 гг. навыками чтения и письма владели 83% сестер, причем 70% этих послушниц и монахинь получили образование в обители.

27 сент. 1824 г. Е. м. посетил имп. Александр I. В знак глубокого почтения при выходе из келий игум. Таисии император поцеловал руку одной из престарелых насельниц. В 1837 г. обитель посетил наследник престола буд. имп. Александр II.

К нач. ХХ в. Е. м. стал одним из крупнейших в России, своеобразным центром жен. монашества на Ср. Урале, откуда другие мон-ри и общины (Красносельский, Каслинский, верхотурский Успенский) получали опытных рукодельниц и первых начальниц, утверждавших нормы иноческой жизни в более молодых обителях.

Постройки

По инициативе игум. Таисии трудом сестер, исполнявших все работы, вплоть до изготовления кирпичей, в Е. м. в 1816 г. к Успенской ц. были пристроены трапезная, ризница и 2 схимнические кельи, на следующий год была возведена каменная часовня, построены 3 каменных и 4 деревянных жилых корпуса и 2 флигеля, устроены 2 дома священнослужителей, обитель была обнесена оградой. 5 сент. 1823 г. каменная монастырская часовня была преобразована в храм, освященный во имя Всех святых и в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1824 г. между Скорбященской и Феодосиевской церквами было возведено 2 двухэтажных жилых корпуса. В 1828 г. были поставлены «кирпичные сараи», где производился кирпич для монастырских построек. В 1830 г. сестрами был выкопан пруд, решивший проблему с водой не только для обители, но и для окрестных жителей. В 1845 г. был заложен новый, каменный келейный корпус вместо обветшавшего деревянного. Свой кирпич пошел и на возведение каменной ограды вокруг всего монастырского комплекса и кладбища.

Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в.Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в.

Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р.

Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени.

К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

Первые церкви (Успенская и Александро-Невская) были построены в стиле сибирского барокко и представляли собой поздний вариант воплощения барокко в России. Постройки 20-40-х гг. XIX в. относятся к зрелому классицизму, в этом же стиле была перестроена и Успенская ц. В 1832 г. правительством был утвержден новый проект, к-рый должен был придать всему комплексу построек монументальность. Фасады келейного корпуса и 3 домовых храмов (Введенского, Скорбященского и Феодосиевского) получили единое оформление, Скорбященская и Феодосиевская церкви надстроили куполами на низких барабанах. Александро-Невский собор стал образцом архитектуры позднего классицизма (проект архитекторов С.-Петербурга был существенно доработан уральским архит. М. П. Малаховым). Собор являлся одной из самых выразительных церквей Екатеринбурга. Последний по времени постройки храм - во имя Всех святых (освящен 1 сент. 1902) был возведен на фундаменте одноименной церкви. Этот небольшой кирпичный однокупольный храм был решен в визант. стиле и отличался особым художественным вкусом и сдержанностью.

Святыни

Еще в 1807 г., вероятно по заказу Костроминой, для богадельни была написана Тихвинская икона Божией Матери - точная копия чудотворного Тихвинского образа. По возвращении в Екатеринбург в 1811 г. игум. Таисия добилась разрешения епархиального начальства на совершение ежегодных крестных ходов с иконой по соседним с монастырем селениям, впосл. приносивших существенные доходы обители. Перед отъездом из С.-Петербурга игум. Таисия получила в дар мон-рю 25 частиц мощей из новгородского кафедрального Софийского собора. 11 июня 1811 г. в Перми по совершении обряда водосвятия они были положены в специально изготовленный для этого образ, в котором и принесены 26 июня в Екатеринбург. Впосл. образ с частицами мощей носили во время крестных ходов вместе с Тихвинской иконой (к 2008 ковчежец с частицами мощей святых находился в мон-ре).

Материальное обеспечение

При учреждении в 1809 г. Е. м. находился «на своем содержании» и не получал положенного штатным обителям жалованья на определенное количество сестер, хотя ориентировочная численность насельниц в 17 чел. была предписана Е. м. как для штатной обители 3-го класса. Костромина собрала в С.-Петербурге более 2 тыс. р. пожертвований, чтобы добиться для мон-ря даже такого беззатратного для правительства статуса. Из этих денег и была в значительной степени сформирована та сумма, ежегодные доходы с к-рой составили капитал не меньший, чем средства, к-рые отпускались из казны на штатные обители 3-го класса.

Колокольня, Успенская, Введенская и Скорбященская церкви Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. (ГИМ)Колокольня, Успенская, Введенская и Скорбященская церкви Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. (ГИМ)По ходатайству игумении 6 дек. 1824 г. имп. Александр I велел выделять Е. м. до 10 тыс. пудов извести и 100 саж. камня в год до окончания строительных работ, а также по 300 р. в год на проч. хозяйственные нужды.

Иногда Е. м. получал и крупные пожертвования от частных лиц. Так, в 1826 г. купеческая жена Татьяна Кушпелева пожертвовала вексель на 5 тыс. р. Большинство же пожертвований составляли небольшие суммы. Так, с 1822 по 1826 г. мон. Дорофея собирала пожертвования в Иркутской губ., в 1826 г. мон. Аполлинария и рясофорные послушницы Анисия и Надежда ездили в Вятскую и Оренбургскую епархии с целью продажи монастырских изделий. В 1826 г. сестры просили предоставить сборную книгу на 3 года для записи подаяний, предназначавшихся на возмещение долга за покупку нового колокола «во все города». В 1837 г. при Е. м. было устроено свечное производство, ставшее существенной статьей монастырского бюджета.

В 1837 г. состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала обители в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 дес., на котором мон-рь основал Малобулзинскую заимку (в 1850-1856 ее территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Павловича Карпова и его брата коллежского советника Авенира Павловича до 513 дес. 800 саж.). В кон. XIX в. на заимке была построена ц. во имя св. Симеона Верхотурского (ныне территория Челябинской епархии). В 1838 г. в 9 верстах от города, у речки Патрушихи, обитель получила от гос-ва земельный участок в 100 дес., составивший вместе с ранее приобретенными участками основу Елизаветинской заимки, названной так по близлежащему заводу. На заимке сестры сеяли зерно и косили сено, завели скотный двор и огород. В 1872-1876 гг. там был возведен храм во имя Всемилостивого Спаса. В 1994-2007 гг. на месте заимки находился екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мужской монастырь, к 2008 г.- подворье Е. м.

Благотворительная и образовательная деятельность

В 1838 г. при Е. м. было открыто уч-ще, для к-рого в 1848 г. составлен устав, тогда же была расширена программа преподавания. В 1865/66 уч. г. монастырское уч-ще было обращено в 4-классное, в 1880 г.- в жен. епархиальное уч-ще с 6-классным курсом обучения. В 1892 г. Е. м. передал епархиальному уч-щу в дар здания. В 1866 г. при обители был открыт приют для детей 7-10 лет.

1921-2008 гг.

Игум. Магдалина (Досманова). Фотография. Нач. XX в.Игум. Магдалина (Досманова). Фотография. Нач. XX в. Точная дата и обстоятельства закрытия Е. м. после революции неизвестны. Вероятно, это произошло в 1921 г., между 25 мая (когда начальник политотдела Приуральского окружного управления военно-учебных заведений потребовал выселения «всех монахинь, попов, дьяконов с территории монастыря») и 29 нояб. В этот день председатель Екатеринбургского уездно-городского исполкома сообщил, что «ликвидация церквей Скорбященской и Введенской и выселение монахинь с территории монастыря было произведено в текущем году ввиду установления тесной связи между монашествующими и бывшим белым офицерством, проходившим политические курсы в военных учебных заведениях, расположенных в монастыре. В мае месяце сего года (22 мая.- Авт.) при обнаружении контрреволюционного заговора между бывшим белым офицерством во время ареста замешанных в заговоре лиц, монахини ударили в набат с очевидной целью предоставить (явная ошибка, следует понимать: предотвратить.- Авт.) обыск и арест офицеров» (см.: Архивы Урала. 1995. № 1. С. 37-38).

После закрытия Е. м. насельницы разместились в Екатеринбурге и окрестных селениях. До закрытия в 1930 г. Александро-Невский храм действовал как приходский, с 1926 г. в нем служили уклонившиеся в григорианский раскол клирики. Проживавшие при церкви последняя настоятельница мон. Хиония (Беляева) и неск. сестер в 1930 г. были арестованы по обвинению в спекуляции с антисоветскими целями и приговорены к ссылке на 3 года в Казахстан (более точной информацией органы МВД и ФСБ не располагают). Игум. Магдалина (Досманова) проживала недалеко от обители вместе с небольшой группой монахинь и послушниц. Она являлась духовной наставницей мн. бывш. насельниц мон-ря, поддерживала их в годы гонений. Игум. Магдалину неск. раз арестовывали, но обвинения и приговора она не получила. 29 июля 1934 г. игумения скончалась, за 3 дня до смерти приняв схиму; похоронена у Иоанновской ц. в Екатеринбурге. К 2008 г. сестры Е. м. записывали происходящие на могиле игум. Магдалины случаи исцеления.

Симеоновское подворье Новотихвинского мон-ря в с. Меркушине. Фотография. 2007 г.Симеоновское подворье Новотихвинского мон-ря в с. Меркушине. Фотография. 2007 г.

В годы советской власти территорию Е. м. занимали различные учреждения. В Александро-Невском соборе размещался краеведческий музей, в большей части помещений - военный госпиталь. Монастырское кладбище снесено и превращено в парковую зону.

В 1992 г. Александро-Невский собор Екатеринбурга был частично передан РПЦ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 18 июля 1994 г. при соборе был возрожден Е. м., настоятельницей назначена мон. (с 2001 игумения) Любовь (Нестеренко). С 26 дек. 2006 г. Е. м. возглавляет мон. Домника (Коробейникова), а игум. Любовь (с 2007 схиигум. Злата) по благословению Патриарха Алексия II остается почетной настоятельницей Е. м. «во внимание к трудам, понесенным по возрождению Ново-Тихвинского монастыря» и проживает в обители на покое. В 1994 г. в Е. м. проживали 12 насельниц, в 1997 г.- 60, в 2007 г.- 143 насельницы. Духовником обители является схиигум. Авраам (Рейдман).

Первоначальный текст устава, учрежденный в 1822 г., утрачен, к 2008 г. в Е. м. составлен новый на основе уставов Глинской пустыни и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, а также устава свт. Василия Великого. Богослужения совершаются в отреставрированной Всехсвятской ц., Александро-Невский собор временно закрыт. Поскольку историческая территория Е. м. занята госпиталем для ветеранов войн, а мон-рю возвращена только небольшая часть владений с Александро-Невским собором и Всехсвятской ц., большинство сестер проживают в Игнатиевском скиту, созданном в 1995 г. на территории Шарташского дома отдыха на окраине Екатеринбурга. В скиту освящена домовая ц. во имя свт. Иоанна Тобольского, в которой ежедневно совершаются богослужения. Е. м. принадлежит Александро-Невская часовня в дендрологическом парке Екатеринбурга, а также Симеоновское подворье в с. Меркушине Свердловской обл., на месте молитвенных подвигов св. Симеона Верхотурского. На подворье отреставрированы и действуют храмы Михаило-Архангельский (1809) и Симеоновский (1886). Главные святыни подворья - гробница св. прав. Симеона и мощи сщмч. Константина Богоявленского.

В Е. м. действуют швейная и иконописная мастерские, небольшая типография, переводческий класс, греко-слав. кабинет. Сестры написали иконы для центрального иконостаса Крестовоздвиженского собора верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, храма-памятника на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В 2001 г. в Екатеринбурге мон-рь открыл правосл. приют во имя прмц. Елисаветы Феодоровны, благотворительную столовую, окормляет церковноприходские школы при соборе св. блгв. кн. Александра Невского и на Свято-Симеоновском подворье в с. Меркушине. На подворье организуются бесплатные обеды для малообеспеченных. Священнослужители Е. м. окормляют военнослужащих, заключенных в тюрьмах.

Арх.: РГАДА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 255; Оп. 100. Д. 976; ГА Свердловской обл. Ф. 25. Оп. 1. Д. 2113; Ф. 603. Оп. 1. Д. 441, 443, 719, 731; ГА Пермской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 271.
Лит.: Иконников В. С. Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Керский С. В. Новотихвинский мон-рь в г. Екатеринбурге. СПб., 1892; Штейнфельд Н. П. Ист. очерк столетия Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. Екатеринбург, 1901; Мат-лы для истории Екатеринбургского жен. мон-ря // Екатеринбургские ЕВ. 1905-1907, 1910. Отд. неофиц.; Козинец Л. А. Каменная летопись города: Архитектура Екатеринбурга-Свердловска XVIII - нач. XX в. Свердловск, 1989; Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Каптиков А. Ю. Архитектура Урала: (XVII - 1-я пол. XIX вв.). Екатеринбург, 1997; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000; Нечаева М. Ю. Саров и жен. монашество на Урале в кон. XVIII-XIX в. Екатеринбург, [2000] (http://atlasch.narod.ru); Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Жизнеописание настоятельницы Ново-Тихвинского девичьего мон-ря схиигум. Магдалины (Досмановой). Екатеринбург, 2002; От покаяния к возрождению. Екатеринбург, 2003; Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга (XVIII-XIX вв.). Екатеринбург, 2004. Ркп.
М. Ю. Нечаева
Рубрики
Ключевые слова
См.также